Орловская школа-интернат

Больше солнца, больше смеха, больше в творчестве успехов. Если вместе будем мы - грусть и скука не страшны!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
E-mail Печать PDF

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

государственного казенного общеобразовательного учреждения

Ростовской области

«Орловской специальной школы - интерната»

 

(2017– 2018 учебный год)


 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1(дополнительного)-2 КЛАССА, РАЗРАБОТАННЫЙ СОГЛАСНО ФГОС

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при раз­работке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Учебный план для обучающихся разработан на основе требований следующих нормативных документов:

§ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

§ Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

§ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

§ Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

§ Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

§ Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

§ Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);

§ Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

§ Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области».

§ Приказа минобразования Ростовской области от 09.06.2016 №429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

§ Устав ГКОУ РО Орловской школы – интерната.

Организация образовательного процесса регламентируется Учебным планом, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно.

Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286 -15, Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка.

Первый дополнительный класс функционирует как пропидевтико-диагностический. В него могут направляться дети с низким уровнем подготовленности к обучению и детям, состояние которых требует более длительного обследования.

Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также состоит из часов, необходимых для проведения реабилитационно - коррекционных мероприятий.

В 1 доп., 1 - 4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Срок освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с нарушениями интеллектуального развития 5 лет.

Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);

В соответствии с Учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:

1(доп.), 1 класс - 33 учебные недели;

2 класс – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в учебном году, летом - 8 календарных недель, дополнительные каникулы для первого класса в третьей четверти - 7 календарных дней.

Продолжительность учебной недели - 5 дней. Пятиднев­ная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающих­ся. Обучение проходит в одну смену. Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании заключения ПМПК. Количество детей в классах (группах) определяется в зависимости от категории обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.3286-15.

Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также состоит из часов, необходимых для проведения реабилитационно - коррекционных мероприятий.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286 -15.

Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реали­зуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечива­ющих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных по­требностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.

Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Обязательная часть учебного плана включает обязательные учебные области и коррекционно-развивающую область:

Предметная область: Язык и речевая практика.

Основные задачи реализации содержания:

Русский язык.

Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Чтение (Литературное чтение).

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Речевая практика.

Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

Предметная область: Математика.

Основные задачи реализации содержания:

Математика (Математика и информатика).

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.

Предметная область: Естествознание.

Основные задачи реализации содержания:

Мир природы и человека.

Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Природоведение.

Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Биология.

Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

География.

Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае.

Предметная область: Человек и общество.

Основные задачи реализации содержания:

Основы социальной жизни.

Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

Мир истории.

Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.

История Отечества.

Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.

Этика.

Практическое освоение социальных ритуалов и форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового. Обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях.

Обществоведение.

Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях гражданина; основных законах нашей страны.

Не предусматривается

Предметная область: Искусство.

Основные задачи реализации содержания:

Музыка.

Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.

Рисование.

Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого"; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.

Предметная область: Технология.

Основные задачи реализации содержания:

Ручной труд.

Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.

Профильный труд.

Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.

Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил.

Предметная область: Физическая культура.

Основные задачи реализации содержания:

Физическая культура (Адаптивная физическая культура).

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению личностных результатов, включающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции и целостные установки.

Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по дан­ному образовательному маршруту. Если обучающийся не достигает мини­мального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение имеет возможность изменения образовательного маршрута обучающегося. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Трудовое обучение осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.

Содержание и методы трудового обучения на каждом этапе должны соответствовать возрасту обучающегося, учебным, воспитательным и коррекционным задачам.

Нагрузка для уроков физкультуры планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с умственной отсталостью. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в первом дополнительном и 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обяза­тельной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в связи с актуальными запросами общества.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психофизическом, социальном развитии;

учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность.

Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах, как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т.д.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Ритмика", "Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)".

Коррекционный курс "Ритмика".

Основные задачи реализации содержания:

Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.

Коррекционный курс "Логопедические занятия".

Основные задачи реализации содержания:

Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия".

Основные задачи реализации содержания:

Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.

На реализацию коррекционно-развивающей области отводится 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется школой-интернатом самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивиду­альной программы реабилитации инвалида. Выбор других направлений внеурочной деятельности и распределение на них ча­сов самостоятельно осуществляется школой-интернатом в рамках общего количе­ства часов, предусмотренных примерным учебным планом.

Чередование учебной и внеурочной деятельности определяется школой-интернатом самостоятельно. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут.

Внеурочная деятельность в ГКОУ РО Орловская школа-интернат организуется по направлениям: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная и др.

Основная цель внеурочной деятельности в ГКОУ РО Орловской школе – интернате является создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Основные задачи реализации содержания внеурочной деятельности:

«Азбука безопасности» - Вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. Развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Прививать основы культуры здорового образа жизни, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом.

«В мире прекрасного» - Формирование у учащихся осознание ценности человеческой жизни. Просвещать учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Развивать нравственные личностные качества: доброту, честность, отзывчивость, трудолюбие, правдивость, учить им следовать в повседневной жизни. Расширять представления детей о морально - этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми. Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования. Творить прекрасное, создавая поделки художественно-эстетической направленности и прикладного творчества.

«Школа здоровья»- образовательные задачи задачи направлены на формирование представления о факторах, влияющих на здоровье; о правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности. охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников. Воспитательные задачи направлены на формирование творческой, разноплановой и гармонично развитой личности. Осуществление воспитания волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость, самообладание). Коррекционно-развивающие задачи направлены на преодоление недостатков двигательной сферы, физического и психического развития детей. Улучшение анатомо-физиологического статуса детей предполагает коррекцию неправильных установок опорно-двигательного аппарата; нормализацию мышечного тонуса; Кроме того, решаются и общекоррекционные задачи - преодоление недостатков в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) 1(доп.) - 2 класс

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

1 (доп.)

1 класс

2 класс

1. Язык и речевая практика

1.1. Русский язык

4

4

4

12

1.2. Чтение

4

4

4

12

1.3. Речевая практика

1

1

1

3

2. Математика

2.1. Математика

4

4

4

12

3. Естествознание

3.1. Мир природы и человека

1

1

1

3

4. Искусство

4.1. Музыка

1

1

1

3

4.2. Рисование

1

1

1

3

5. Технология

5.1. Ручной труд

2

2

1

5

6. Физическая культура

6.1. Физическая культура

3

3

3

9

Итого

21

21

20

62

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

-

3

3

1. Язык и речевая практика

1.1. Русский язык

1

2. Математика

2.1. Математика

1

3. Технология

3.1. Ручной труд

1

Максимально допустимая учебная нагрузка

21

21

23

65

Внеурочная деятельность

10

10

10

30

Коррекционно-развивающая работа

Ритмика

1

1

1

3

Логопедические занятия

3

3

3

9

Психокоррекционные занятия

2

2

2

6

Другие направления внеурочной деятельности

ЛФК

1

1

1

3

«Азбука безопасности" – ОБЖ

1

1

1

3

«В мире прекрасного» - Ручной труд

1

1

1

3

«Школа здоровья»

1

1

1

3

Всего к финансированию

31

31

33

95








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДЛЯ 3 – 9 КЛАССОВ

Учебный план является механизмом реализации программы развития учреждения.

Учебный план ГКОУ РО Орловской школы-интерната разработан на основе примерного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 № 1277, приведен в соответствие с программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, обеспечивает выполнение гигиенических требования к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15.

Школа – интернат работает в режиме 5-ти дневной рабочей недели.

Максимальная нагрузка на учащихся соответствует нагрузке, рекомендованной примерным региональным учебным планом и соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15 к максимальной нагрузке обучающихся.

Учебный план 3 – 4 классов включает обязательную часть и часть формируемую участниками образовательных отношений, представленными инвариантным и вариативным компонентом.

Обязательная часть учебного плана:

Инвариантная часть учебного плана полностью реализует федеральный компонент содержания образования, гарантирующий овладение учащимися обязательным минимумом образования, обеспечивающим возможность освоения образовательных программ разных уровней и адаптацию в общество, и представлена следующими образовательными областями: «Язык и литература», «Математика», «Искусство», «Физическая культура», «Трудовая подготовка», «Коррекционные курсы».

Вариативная часть учебного плана направлена на реализацию регионального и школьного компонентов.

Региональный компонент во 3-4 классах представлен в рамках учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» изучением темы «Сезонные изменения в природе» на примере окружающей местности и погодных условий и темы «Охрана растений и животных» на примере деятельности заповедника «Ростовский», расположенного на территории Орловского района.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает внеурочную деятельность и предусматривает:

- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психофизическом, социальном развитии (ритмика, логопедия, развитие психических и сенсорных процессов);

- учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (ЛФК, «ОБЖ»);

- учебные занятия для углубленного изучения отдельных учебных предметов («Внеклассное чтение», «Трудовое обучение»).

С целью формирования навыков комплексной безопасности в повседневной жизни и элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях, а также формированию навыков здорового образа жизни, один час в неделю из вариативной части отводится на изучение основ безопасности жизнедеятельности.

С целью формирования самостоятельности учащихся в труде, интереса к труду, развития воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук один час в неделю в 3 классе и два часа в неделю в 4 классе из инвариантной части отводится на трудовое обучение.

Учебный план 5 – 9 классов состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент содержания образования, гарантирующий овладение учащимися обязательным минимумом образования, обеспечивающим возможность освоения образовательных программ разных уровней и адаптацию в общество.

Вариативная часть учебного плана направлена на реализацию регионального и школьного компонента:

- в 5-6 классах в рамках учебных предметов «Письмо и развитие речи» и «Чтение и развитие речи» изучением литературного творчества донского края.

Соотношение учебных часов регионального компонента к объему учебных часов федерального компонента в 5, 6 классах – по 10%.

- в 6-9 классах в рамках учебного предмета «География» образовательными модулями «Наш край на карте России» , «География своей местности».

Соотношение учебных часов регионального компонента к объему учебных часов федерального компонента в 6 классе – 10 %, 7 классе – 20%, в 8 классе – 10 %, в 9 классе – 20%.

Кроме того региональный компонент представлен краеведческой работой с использованием местного исторического материала в рамках предмета «История Отечества» в 9 классе. Соотношение учебных часов регионального компонента к объему учебных часов федерального компонента – 20%.

Школьный компонент включает в себя обязательные предметы по выбору учреждения, которые дополняют базовое ядро учебного плана: «История Отечества» 8 класс – 1 час, 9 класс – 1 час.

Из вариативной части в 5 классе один час отводится на изучение ОБЖ.

Факультативные занятия организованы по предметам «Социально – бытовая ориентировка», «Информатика».

С целью подготовки учащихся к самостоятельной жизни, формирования навыков самостоятельного ведения домашнего хозяйства введены факультативные занятия по СБО «Кулинария» в 7 классе – 1 час, в 8 классе – 1 час, в 9 классе – 1 час.

С целью повышения компьютерной грамотности выпускников школы-интерната введены факультативные занятия по информатике в 7 классе – 1 час, в 8 классе – 1 час и в 9 классе – 1 час.

Обязательные групповые и индивидуальные занятия в 5 – 7 представлены предметом: «Логопедия». Количество часов по классам соответствует количеству часов Примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области.

Учебный план на 2017 – 2018 учебный год для 3 – 9 классов

Общеобразовательные области

Учебные предметы

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

инв

вар

всего

инв

вар

всего

инв

вар

всего

инв

вар

всего

инв

вар

всего

инв

вар

всего

инв

вар

всего

Язык и литература

Чтение и развитие речи

5

5

4

4

4

4

3

3

3

3

3

3

2

2

Письмо и развитие речи

5

5

5

5

5

5

3

3

3

3

3

3

3

3

Математика

Математика

6

6

6

6

6

6

6

6

5

5

5

5

4

4

Естествознание

Природоведение

2

2

Биология

2

2

2

2

2

2

2

2

География

2

2

2

2

2

2

2

2

Обществознание

История Отечества

2

2

1

1

2

1

1

2

Обществоведение

1

1

1

1

ОБЖ

1

1

Искусство

ИЗО

1

1

1

1

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Физкультура

Физкультура

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Трудовая подготовка

Трудовое обучение

1

1

2

2

ПТО

6

6

8

8

8

8

10

10

12

12

Коррекционные курсы

Развитие речи

2

2

2

2

СБО

1

1

2

2

2

2

1

1

1

1

Факультативные занятия

СБО

1

1

1

1

1

1

Информатика

1

1

1

1

1

1

Максимальная нагрузка на учащихся

23

23

23

23

28

1

29

30

30

30

2

32

30

3

33

30

3

33

Обязательн. индивид. и

групповые занятия

Логопедия

4

4

3

3

3

3

2

2

2

2

Развитие психических и сенсорных процессов

2

2

2

2

Ритмика

1

1

1

1

ЛФК

1

1

1

1

ОБЖ

1

1

1

1

Трудовое обучение

1

1

2

2

9

1

10

9

1

10

























УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР), РАЗРАБОТАННЫЙ СОГЛАСНО ФГОС

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), определяет общие рамки принимаемых решений при раз­работке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) разработан на основе требований следующих нормативных документов:

§ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

§ Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

§ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

§ Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

§ Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

§ Письма Министерства образования и науки Российской Федерации

от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

§ Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);

§ Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

§ Приказа министерства общего и профессионального образования РО от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»;

§ Устава ГКОУ РО Орловской школы – интерната.

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15, Уставом ГКОУ РО Орловской школы - интерната и Правилами внутреннего распорядка.

Учебный план включает обязательную часть (шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (коррекционные курсы, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия).

Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений не более 40% от общего объема АООП.

В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.

Своеобразный характер развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР (нарушения опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями), определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии с ч.2 ст.79 и ч.3 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

В учебном плане часы коррекционно-развивающей области представлены следующими коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия».

Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:

1 (доп.) 1 класс - 33 учебные недели;

2 класс – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в учебном году, летом - 8 календарных недель, дополнительные каникулы в третьей четверти - 7 календарных дней.

Продолжительность учебной недели - 5 дней. Пятиднев­ная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающих­ся. Обучение проходит в одну смену. Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании заключения ПМПК. Количество детей в классах (группах) определяется в зависимости от категории обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.3286-15.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286 -15.

Различия в психофизическом развитии детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов.

Вариант 2 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.

I. Особенности учебного плана для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР

Учебный план предполагает, что обучающийся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям определяется его индивидуальными возможностями. На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося.

При реализации варианта 2 в форме обучения ребенка на дому или семейного образова­ния обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизнен­ной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). СИПР предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих вариант 2 АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: язык и речевая практика, математика, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура.

При этом выделяются основные задачи реализации содержания каждой предметной области.

Предметная область: Язык и речевая практика

- Речь и альтернативная коммуникация.

Основные задачи реализации содержания:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Предметная область: Математика

Основные задачи реализации содержания:

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Предметная область: Окружающий мир (Окружающий природный мир. Человек. Домоводство. Окружающий социальный мир.)

Основные задачи реализации содержания:

Окружающий природный мир. Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Человек. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.

Домоводство. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.

Окружающий социальный мир. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о соци­альной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).

Предметная область: Искусство (музыка и движение, изобразительная деятельность)

Основные задачи реализации содержания:

Музыка и движение. Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.

Предметная область: Технология

Основные задачи реализации содержания:

Профильный труд.

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Предметная область: Физическая культура;

Физическая культура (Адаптивная физическая культура).

Основные задачи реализации со­держания:

Адаптивная физкультура.

Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной дея­тельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и др.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъем­лемой частью образовательного процесса.

Внеурочная деятельность

Программа внеурочной деятельности, направлена на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людь­ми.

Программа внеурочной деятельности должна предусматривать организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, конкурсы, выставки, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали и, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Внеурочная деятельность, должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятель­ности для всех ее участников.

Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР.

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП. Содержание определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия».

Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.

Сенсорное развитие.

Основные задачи реализации содержания:

Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а так­же восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной де­ятельности.

Предметно-практические действия.

Основные задачи реализации содержания:

Формирование интереса к предметному рукотворному миру; ос­воение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму/ расписанию) при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Двигательное развитие.

Основные задачи реализации содержания:

Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование функциональных дви­га­тель­ных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.

Альтернативная коммуникация.

Основные задачи реализации содержания:

Освоение доступных средств невербальной коммуни­ка­ции: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации. Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, до­ма и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.

Коррекционно-развивающие занятия.

Основные задачи реализации содержания:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др. Коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации. Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.

Чередование учебной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением самостоятельно. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут.

Примерный учебный план образования для общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

1 (дополнительный) – 2 классы

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

ВСЕГО

1 (доп.)

I

II

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

9

Математика

Математические представления

2

2

2

6

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

2

2

6

Человек

3

3

3

9

Домоводство

-

-

-

-

Окружающий социальный мир

1

1

1

3

Искусство

Музыка и движение

2

2

2

6

Изобразительное искусство

3

3

3

9

Технология

Предметные действия

1

1

1

3

Физическая культура

Адаптивная физическая культура

2

2

2

6

Коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

6

Итого:

21

21

21

63

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной неделе

-

-

2

2

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

1

1

Технология

Предметные действия

1

1

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

21

21

23

65

Внеурочная деятельность:

10

10

10

30

Коррекционные курсы

1. Сенсорное развитие

3

3

3

9

2. Предметно-практические действия

3

3

3

9

3. Двигательное развитие

2

2

2

6

4. Альтернативная коммуникация

2

2

2

6

Всего к финансированию

31

31

33

64









УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ДОМУ 1 – 2 КЛАССА РАЗРАБОТАННЫЙ СОГЛАСНО ФГОС

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), вариант 1

Обучение на дому рекомендуется детям, для которых в образовательном учреждении не могут быть созданы соответствующие их психофизическому состоянию условия. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Организация и содержание обучения на дому регламентированы следующими нормативными документами:

1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

3. Постановление № 1 от 28.03.2014 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».

4. Постановление № 5 от 30.07.2015 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О внесении изменений в постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 № 1».

5. Положение школы-интерната об организации обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Цели и задачи обучения на дому.

1. Целью является создание условий для получения базового образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, для получения ими качественного образования в соответствии с особенностями и возможностями их развития и обеспечения позитивной социализации.

2. Задачи:

- предоставить на время обучения бесплатно учебники, справочную, учебную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке школы-интерната;

- сопровождать учебно-воспитательный процесс учащихся на дому специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, другими специалистами), оказывать методическую и консультативную помощь;

- обеспечить промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;

- своевременно выявить проблемы в развитии детей.

Организация обучения ребенка на дому

1. Образовательный процесс в форме обучения на дому обеспечивает образование ребенка в соответствии с программами, разработанными с учетом особенностей психофизического развития и не лишает его естественной социальной среды.

2. Учебный план разработан на основании примерного учебного плана для обучающихся на дому (Постановление № 1 от 28.03.2014 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) и примерного учебного плана для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, утверждённых приказом Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 № 1277 и включает в себя перечень основных предметов, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета, и распределение этих часов в течение учебной недели. Распределение часов по учебным дисциплинам произведено с учётом психофизических особенностей, интересов детей.

Учебный план включает обязательную часть базисного плана и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

В учебном плане предусмотрены часы самостоятельной работы, которые входят в максимальную нагрузку обучающегося. Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому должно быть описано в рабочей программе учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей. Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях образовательной организации, с частичным посещением образовательной организации. Занятия, включённые в часть, формируемую участниками образовательного процесса, и в компонент образовательной организации, могут проводится в малых группах (до 4-х человек).

Учебный план в 1 – 2 классах:

обязательная часть представлена следующими учебными предметами:

русский язык;

чтение;

речевая практика;

математика;

мир природы и человека;

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, представлена следующими учебными предметами: трудовое обучение, рисование и коррекционными курсами (логопедия, психокоррекционные занятия).

Обязательная учебная нагрузка в 1- 2 классах – 11 часов.

Сокращение обязательной нагрузки в сравнении с примерным учебным планом для обучающихся на дому, произошло за счет исключения предметов не входящих в учебный план образовательного учреждения (иностранный язык, информатика). В учебном плане 1 – 2 классов предусмотрены часы самостоятельной работы в количестве 8 – 10 часов.

Максимально допустимая нагрузка обучающегося в неделю – 21 – 23 часа.

Для учащихся на дому, по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, для детей с глубокой умственной отсталостью учебный план составлен на основании примерного учебного плана для обучающихся на дому (Постановление № 1 от 28.03.2014 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) и примерного учебного плана по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (письмо МО РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6) под ред. И.М. Бгажноковой.

Учебный план включает обязательную часть базисного плана и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

На основании примерного учебного плана для учащихся на дому (Постановление № 1 от 28.03.2014 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) в индивидуальном учебном плане предусмотрены часы самостоятельной работы, которые входят в максимальную нагрузку учащегося. Содержание самостоятельной работы учащегося на дому должно быть описано в рабочей программе учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету. Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях образовательной организации, с частичным посещением образовательной организации. Занятия, включённые в часть, формируемую участниками образовательного процесса, и в компонент образовательной организации, могут проводиться в малых группах (до 4-х человек).

Основное содержание обучения способствует социальному и культурному развитию детей. На первый план выдвигаются задачи, связанные с формированием практических умений и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Особое внимание уделяется формированию элементарных умений по самообслуживанию и культурно – гигиенических навыков, развитию предметно – практической, игровой деятельности, стимулированию навыков коммуникации и общения, коррекции и развитию устной речи.

3. Расписание занятий согласуется с родителями, законными представителями ребенка и утверждается директором ГКОУ РО Орловской школы-интерната.

4. Для учащихся зачисленных на индивидуальное обучение, предусмотрены консультации специалистов: педагога - психолога, логопеда, врача – педиатра.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ДОМУ 1 – 2 КЛАССА РАЗРАБОТАННЫЙ СОГЛАСНО ФГОС

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), вариант 1

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1 класс

Часы самостоятельной работы

2 класс

Часы самостоятельной работы

1. Язык и речевая практика

1.1. Русский язык

2

2

2

2

1.2. Чтение

2

2

2

2

1.3. Речевая практика

1

0

1

0

2. Математика

2.1. Математика

2

2

2

2

3. Естествознание

3.1. Мир природы и человека

1

0

1

1

4. Искусство

4.1. Рисование

1

1

1

1

5. Технология

5.1. Ручной труд

2

1

1

1

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

-

1. Технология

1.1. Ручной труд

1

1

Коррекционно-развивающая работа

Логопедические занятия

1

1

Психокоррекционные занятия

1

1

ИТОГО

13

8

13

10

Максимально допустимая учебная нагрузка

21

23

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ДОМУ 1 – 2 КЛАССА РАЗРАБОТАННЫЙ СОГЛАСНО ФГОС

ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), вариант 2

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1 класс

Часы самостоятельной работы

2 класс

Часы самостоятельной работы

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

2

1

2

2

2. Математика

2.1. Математические представления

1

1

1

1

3. Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

1

1

1

1

3.2. Человек

2

1

2

1

3.3. Окружающий социальный мир

1

1

1

1

4. Искусство

4.1. Изобразительное искусство (лепка, рис. апплик.)

2

1

2

1

5. Технология

5.1. Предметные действия

1

1

1

1

Коррекционно – развивающие занятия

Логопедия

1

1

1

1

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

1

1

Предметно-практические действия

1

1

1

ИТОГО

13

8

13

10

Максимально допустимая учебная нагрузка

21

23

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ В 3 – 9 КЛАССАХ

Обучение на дому рекомендуется детям, для которых в образовательном учреждении не могут быть созданы соответствующие их психофизическому состоянию условия. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Организация и содержание обучения на дому регламентированы следующими нормативными документами:

1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

3. Постановление № 1 от 28.03.2014 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».

4. Постановление № 5 от 30.07.2015 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О внесении изменений в постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 № 1».

5. Положение школы-интерната об организации обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели и задачи обучения на дому.

1. Целью является создание условий для получения базового образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, для получения ими качественного образования в соответствии с особенностями и возможностями их развития и обеспечения позитивной социализации.

2. Задачи:

- предоставить на время обучения бесплатно учебники, справочную, учебную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке школы-интерната;

- сопровождать учебно-воспитательный процесс учащихся на дому специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, другими специалистами), оказывать методическую и консультативную помощь;

- обеспечить промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию;

- своевременно выявить проблемы в развитии детей.

Организация обучения ребенка на дому

1. Образовательный процесс в форме обучения на дому обеспечивает образование ребенка в соответствии с программами, разработанными с учетом особенностей психофизического развития и не лишает его естественной социальной среды.

2. Учебный план разработан на основании примерного учебного плана для обучающихся на дому (Постановление № 1 от 28.03.2014 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) и примерного учебного плана для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, утверждённых приказом Министерства образования Ростовской области от 10.07.2002 № 1277 и включает в себя перечень основных предметов, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета, и распределение этих часов в течение учебной недели. Распределение часов по учебным дисциплинам произведено с учётом психофизических особенностей, интересов детей.

Учебный план включает обязательную часть базисного плана и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

В учебном плане предусмотрены часы самостоятельной работы, которые входят в максимальную нагрузку обучающегося. Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому должно быть описано в рабочей программе учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей. Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях образовательной организации, с частичным посещением образовательной организации. Занятия, включённые в часть, формируемую участниками образовательного процесса, и в компонент образовательной организации, могут проводится в малых группах (до 4-х человек).

Учебный план в 3 – 4 классах:

обязательная часть представлена следующими учебными предметами:

чтение и развитие речи;

письмо и развитие речи;

математика.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, представлена следующими учебными предметами: трудовое обучение, ИЗО и коррекционными курсами (развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, логопедия, РПСП,).

Обязательная учебная нагрузка в 3- 4 классах – 13 часов.

Сокращение обязательной нагрузки в сравнении с примерным учебным планом для обучающихся на дому, произошло за счет исключения предметов не входящих в учебный план образовательного учреждения (иностранный язык, информатика). В учебном плане 3 – 4 классов предусмотрены часы самостоятельной работы в количестве 10 часов.

Максимально допустимая нагрузка обучающегося в неделю – 23 часа.

Учебный план 5 класса:

обязательная часть представлена следующими образовательными компонентами: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, природоведение. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, представлена следующими учебными предметами: профессионально – трудовое обучение, ИЗО и коррекционным курсом – СБО. Обязательная учебная нагрузка в 5 классе – 13 часов.

Сокращение обязательной нагрузки в сравнении с примерным учебным планом для учащихся на дому, произошло за счет исключения предметов не входящих в учебный план образовательного учреждения (иностранный язык, история). В учебном плане 5 класса предусмотрены часы самостоятельной работы в количестве 16 часов.

Максимально допустимая нагрузка обучающегося в неделю – 29 часов.

Учебный план 6 класса:

в обязательную часть учебного плана входят предметы из образовательных областей: русский язык и литература, математика, естествознание – чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, биология, география.

Сокращение обязательной нагрузки в сравнении с примерным учебным планом для учащихся на дому, произошло за счет исключения предметов не входящих в учебный план образовательного учреждения (иностранный язык, история).

Обязательная учебная нагрузка в 6 классе – 14 часов. Часы самостоятельной работы учащегося – 16 часов.

Максимально допустимая нагрузка обучающегося – 30 часов.

Учебный план в 7 – 9 классах:

обязательная часть учебного плана представлена учебными предметами из образовательных областей: русский язык и литература, математика, естествознание, обществознание – чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, биология, география, история Отечества.

Обязательная учебная нагрузка в 7 – 9 классах составляет 16 часов. Для самостоятельной работы учащегося отводится 16 – 17 часов.

Сокращение обязательной нагрузки в сравнении с примерным учебным планом для учащихся на дому, произошло за счет исключения предметов не входящих в учебный план образовательного учреждения (иностранный язык, физика, химия).

Максимально допустимая нагрузка обучающегося – 32 – 33 часа.

Для учащихся на дому, по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, для детей с глубокой умственной отсталостью учебный план составлен на основании примерного учебного плана для обучающихся на дому (Постановление № 1 от 28.03.2014 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) и примерного учебного плана по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (письмо МО РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6) под ред. И.М. Бгажноковой.

Учебный план включает обязательную часть базисного плана и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

На основании примерного учебного плана для учащихся на дому (Постановление № 1 от 28.03.2014 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области) в индивидуальном учебном плане предусмотрены часы самостоятельной работы, которые входят в максимальную нагрузку учащегося. Содержание самостоятельной работы учащегося на дому должно быть описано в рабочей программе учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету. Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях образовательной организации, с частичным посещением образовательной организации. Занятия, включённые в часть, формируемую участниками образовательного процесса, и в компонент образовательной организации, могут проводиться в малых группах (до 4-х человек).

Основное содержание обучения способствует социальному и культурному развитию детей. На первый план выдвигаются задачи, связанные с формированием практических умений и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Особое внимание уделяется формированию элементарных умений по самообслуживанию и культурно – гигиенических навыков, развитию предметно – практической, игровой деятельности, стимулированию навыков коммуникации и общения, коррекции и развитию устной речи.

3. Расписание занятий согласуется с родителями, законными представителями ребенка и утверждается директором ГКОУ РО Орловской школы-интерната.

4. Для учащихся зачисленных на индивидуальное обучение, предусмотрены консультации специалистов: педагога - психолога, логопеда, врача – педиатра.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для учащихся на дому

( по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида)

Образовательные области

Образовательные компоненты

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

ИНВАРИАНТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Общеобразовательная подготовка

Русский язык и литература

Чтение и развитие речи

2

3

2

3

2

4

2

3

2

2

2

3

2

2

Письмо и развитие речи

2

3

2

3

2

4

2

2

2

2

2

2

2

3

Математика

Математика

2

3

2

3

2

4

2

4

3

3

3

3

3

3

Естествознание

Природоведение

1

1

Биология

1

1

1

1

1

1

1

1

География

1

1

1

1

1

1

1

1

Обществознание

История Отечества

1

1

1

1

1

1

Обществоведение

Трудовая подготовка

Трудовое обучение

1

2

 

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

 

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Профессионально-трудовое обучение

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

Коррекционные курсы

Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира

1

1

1

1

Логопедия

1

1

РПСП

2

2

Социально-бытовая ориентировка

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

Искусство

ИЗО

2

1

2

ИТОГО

13

10

13

10

13

16

14

16

16

16

16

17

16

17


















УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для учащихся на дому

( по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

для детей с глубокой умственной отсталостью)

Образовательные области

Образовательные компоненты

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

9 год

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Обязательная нагрузка

Час самостоятельной работы

Родная речь

Письмо основы грамоты

2

1

2

1

2

4

2

4

2

4

2

4

2

4

Устная речь, чтение

2

3

2

3

2

4

2

3

2

3