Описание адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью реализации, адаптированной основной общеобразовательной программы, является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником школы целевых установок, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью содержит:
- планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования;
- систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования;
- учебный план;
- программу формирования базовых учебных действий;
- программы учебных предметов;
- программу нравственного развития;
- программы коррекционных курсов;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- систему условий реализации, адаптированной основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями стандарта.
АООП реализует следующие учебные предметы, предусмотренные программой: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, рисование, ручной труд, физическая культура. Курсы внеурочной деятельности: ритмика, ЛФК, логопедические и психокоррекционные занятия, «В мире прекрасного», «Азбука безопасности», «Школа здоровья».
Описание адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации АООП
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью содержит:
- планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы;
- систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы;
- учебный план;
- программу формирования базовых учебных действий;
- программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
- программу нравственного развития;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- программу сотрудничества с семьей обучающегося;
- систему условий реализации, адаптированной основной общеобразовательной.
АООП реализует следующие учебные предметы, предусмотренные программой: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, человек, домоводство, окружающий социальный мир, музыка и движение, изобразительное искусство, предметные действия, адаптивная физическая культура.
Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.3
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.3 (далее АООП НОО РАС 8.3) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС, осложненной легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО РАС 8.3 разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными особенностями здоровья и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Целью реализации АООП НОО РАС 8.3 является – формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
АООП реализует следующие учебные предметы, предусмотренные программой: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, рисование, физическая культура, ручной труд.
Описание адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.4
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), вариант 8.4 (далее АООП НОО РАС 8.4) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО РАС 8.4 разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными особенностями здоровья и с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения: шесть лет.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, АООП НОО РАС 8.4 предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и увеличении общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. АООП определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
На основе АООП НОО РАС 8.4 для каждого обучающегося разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Цель АООП НОО РАС 8.4 заключается в развитии личности обучающегося, формировании общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формировании необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
АООП реализует следующие учебные предметы, предусмотренные программой: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, человек, домоводство, окружающий социальный мир, музыка и движение, изобразительная деятельность, адаптивная физкультура, профильный труд.
Описание адаптированной дополнительной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дополнительное образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительной общеобразовательной программы, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе-интернате.
Целью организации дополнительного образования является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства.
Основная цель дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов их освоения, развитие мотивации к познанию и творчеству.
Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в школе-интернате реализуются по следующим направлениям: техническое, художественное, туристско-краеведческое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое.
Описание образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Настоящая образовательная программа основана на принципах реализации права детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Определяет содержание и организацию образовательного процесса, направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Целью реализации образовательной программы основного общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником школы целевых установок, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Образовательная программа реализует следующие учебные предметы, предусмотренные программой: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, природоведение, биология, география, история Отечества, обществоведение, ОБЖ, ИЗО, музыка, физкультура, трудовое обучение, ПТО.